Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Выбор города
Саратов Волгоград Краснодар
Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Как помочь своему ребенку при депрессии?

Автор статьи: Азарова Александра Михайловна,
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр

Начался новый учебный год, дети стали проводить много времени в школе и уделять свои силы учебе. Для многих этот процесс радостный и интересный, но есть и те, кто испытывает сильный стресс и эмоциональное перенапряжение. Особенно опасна ситуация, если сложная обстановка наблюдается не только в школе, но и дома. Если ребенок не может справляться с постоянным напряжением, то рано или поздно это приводит к нарушению социального функционирования. В этом случае можно подозревать психическое расстройство – депрессию.

О том, как заметить депрессию у своего ребенка и как в этом случае поступить родителям рассказала психотерапевт, психиатр клиники «СОВА» Азарова Александра Михайловна.

Часто ли встречаются депрессии у детей и в каком возрасте?

К сожалению, довольно часто. Примерно 80% моих пациентов, не достигших совершеннолетия, обращаются именно с симптомами депрессии и тревожных расстройств разной степени выраженности.

Чем отличается течение болезни у детей по сравнению со взрослыми?

В первую очередь тем, что ребенок не всегда осознаёт свои эмоции, не до конца понимает, что именно с ним происходит. Чаще всего депрессии в детском возрасте протекают с необоснованной тревожностью, страхами, плаксивостью, напряжённостью, потерей интереса к играм и учёбе, замкнутостью, раздражительностью и конфликтностью. Также характерны нарушения сна и соматические симптомы (боли в животе, головные боли, беспричинное повышение температуры тела).

Что делать взрослым, если они заметили вышеперечисленные симптомы у своего ребёнка?

В первую очередь, с ребёнком нужно поговорить, чтобы понять, из-за чего он плохо себя чувствует. Никогда не заявляйте в разговоре, что его проблемы глупые, надуманные или иррациональные. Учитывайте, что у каждого возраста свои проблемы, и не обесценивайте чувства ребенка. Предложите поддержку, покажите, что готовы выслушать и помочь. Часто причиной ухудшения настроения являются проблемы в школе, буллинг или конфликты со сверстниками. Дети могут умалчивать об этих ситуациях из-за чувства стыда, поэтому родители могут оставаться неосведомленными очень долго. Также весьма распространенной причиной депрессии и тревоги является стремление достичь идеальных результатов или соответствовать идеальному образу, боязнь отвержения из-за «несовершенства», перегрузки в школе, отсутствие нормального отдыха.

Что следует учесть родителям школьников, чтобы свести к минимуму риск депрессии и эмоционального выгорания?

В первую очередь, нужно понимать, что ребёнок — не робот, он не может учиться, тренироваться, заниматься музыкой и танцами 24 часа в сутки. Обязательно нужно выделять время на отдых, в первую очередь — на прогулки и общение с другими детьми. И конечно же, должны быть полноценные выходные.

Почему не получится выучить всё и сразу?

У разных структур мозга есть свой ресурс, и ресурс этот ограничен. Это верно и для главного центра кратковременной памяти — гиппокампа. И если информации очень много, то кратковременная память «переполняется» и дальше процесс уже неэффективен. Мало того, информация обрабатывается и перезаписывается из кратковременной памяти в долговременную во время сна, поэтому выучить больше за счёт сокращения продолжительности сна точно не получится. Поэтому не нужно расталкивать и сажать за уроки ребенка, если он решил поспать час после школы, так как даже непродолжительный сон «перезагружает» мозг. Ну а ночью детям нужно спать не менее 8 часов.

Что происходит, когда ребёнка загружают так, что ему приходится учиться 24/7?

В этом случае результат будет обратным. С таким подходом не только не удастся достичь нужного уровня успеваемости, но наоборот возрастет вероятность астении и отвращения к учёбе в принципе. Ребёнок не сможет восстановить силы и будет постоянно пребывать в напряжении от того, что не успевает все сделать, не получаются какие-то моменты, приходится постоянно жить по часам. Если доверительно поговорить с ребенком, то он расскажет, что ощущает себя загнанными, что он не успевает жить, появляются мысли о бессмысленности всего на свете. Например, купили ребёнку интересную книгу, он хочет её почитать, а у него банально нет времени. И смотрит он на эту книгу, думая: «А зачем она тогда вообще нужна? Какой смысл что-то иметь, если не можешь воспользоваться?» Потом родители пугаются, говорят, что вот какие странные мысли появились в таком возрасте. А мысли-то как раз вполне понятные. Кроме учёбы и тренировок у ребенка должно быть живое общение с другими детьми, где он учится социальному взаимодействию, дружбе, взаимопомощи, делится эмоциями, должно быть личное время для хобби, для вещей, которые интересны лично ему, для общения с родителями. Это не прихоть, а необходимость, если мы хотим получить успешную личность и здорового человека.

Сейчас много говорят о том, что важно найти и развивать именно то, что ребёнку интересно, так ли это?

Дело в том, что мозг каждого человека удивительно индивидуален. У одного лучше развита и лучше работает двигательная зона, у другого — зона, отвечающая за лингвистические способности, а у третьего прекрасно получается всё, что связано с математикой. Как правило, наши желания — это голоса наших способностей. Если ребёнок — прирождённый спортсмен, ему нравится двигаться, он с удовольствием бежит на тренировки, для него это огромное удовольствие (вспомните великого футболиста Пеле). И тогда не нужно его ограничивать. Может быть и обратная ситуация, когда ребенок в 6 лет заявляет, что будет программистом, и требует его обучать. В этом случае нужно помочь развить именно эти способности.

Но ведь может быть, что ребенок потом передумает?

Может. Задача родителей — помочь найти свою нишу, чтобы в будущем самореализоваться и получать удовольствие от профессии. Для этого нужно ребенка любить и прислушиваться к нему. Это, безусловно, не означает, что не нужно заставлять, к примеру, изучать английский язык наряду со спортом, но не нужно перегибать и требовать совершенства во всём.

Можно ли критиковать детей?

Во-первых, любая критика должна быть обоснованной и не должна быть основана на эмоциях и личных амбициях взрослого. Во-вторых, ни в коем случае нельзя переходить на личности и сравнивать с другими. Поясню. Если ребёнок, к примеру, бегая по дому, разбил вазу, ему можно и нужно сказать о том, что так делать нельзя, нужно быть аккуратнее и тому подобное. Но! Ни в коем случае не надо кричать, что он «безумный», «руки не оттуда растут», или из него ничего не получится и его «нужно отдать в детский дом». Дети полностью зависимы от родителей и воспринимают такие высказывания как угрозу жизни. В этот момент вселенная ребенка рушится. Если же взрослые говорят, что их дети и внуки самые чудесные и любимые создания на планете, то и эти слова ребенок воспринимает без сомнения – именно так и должно быть. Именно такое ощущение и сохранится у ребенка в глубине души, даже если в дальнейшем кто-то будет плохо с ним обходиться, в этом случае внутренний компас поможет найти правильное направление в незнакомой и непривычной ситуации. Если же в самосознании ребенка останется отпечаток унижения, то и будучи взрослым он позволит относиться к себе плохо, думаю, что именно это он и заслужил. В любой ситуации не забывайте, что взрослый – это вы, а у ребенка незрелая нервная система и развивающийся мозг, нельзя к нему предъявлять те же требования, что и ко взрослому, а чувство ответственности за свои поступки нужно вырабатывать без крика и на личном примере.

Если депрессия всё же возникла, нужно ли применять какие-то лекарства?

Для лечения депрессий у детей и подростков могут использоваться антидепрессанты, анксиолитики и другие лекарственные препараты, однако, назначать их должен только профильный специалист – психотерапевт или психиатр.

Значит ли это, что заниматься с психологом не нужно?

Работать с психологом или психотерапевтом нужно в любом случае, потому что депрессия и тревога не возникают просто так. К этим состояниям что-то привело, поэтому нужно обязательно искать причину, менять образ жизни, искать более рациональные способы реагирования на проблемы, более эффективные способы общения. Зачастую требуется и семейная психотерапия.

Задать личные вопросы, проконсультироваться по поводу подозрений на депрессию и тревожное расстройство у ребенка, можно в клинике «СОВА» по предварительной записи. Бронируйте время заранее!

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!


Врачи
Стаж: 19 лет
Азарова Александра Михайловна
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр
Категория: Высшая
Прием пациентов с 5 лет
Прием врача-психиатра, психотерапевта (50 мин.): 6000 ₽
Выезд специалиста на дом: 10000 ₽
Запишитесь на прием:
ул. Никитинская, 52
Уважаемые пациенты! Накануне приема с вами свяжется оператор колл-центра для подтверждения записи. В случае отсутствия подтверждения, запись будет аннулирована.

Не принимает по ДМС
Запись по телефону +7 (473) 373-03-03