Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Выбор города
Саратов Волгоград Краснодар
Записаться
Позвонить
Написать
Обратный звонок
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия

Игры разума: Как наш мозг обманывает сам себя?

Автор статьи: Михайлов Григорий Александрович,
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр

Как мозг пытается облегчить наше состояние, а на самом деле погружает в еще большую тревогу? Какие ошибки у нашего мышления могут быть и почему они происходят? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобрать ряд процессов, которые происходят в нашей голове. Для этого придется «повозиться» с терминологией и разобраться в причинно-следственных связях, но, будет интересно и познавательно.

Разберемся с понятиями

Когнитивные функции – это функции, выполняемые головным мозгом. С их помощью ведется процесс понимания и познания мира, контакт с ним. Когниция означает обработка информации.

Среди основных когнитивных механизмов можно выделить следующие:

  • восприятие – сбор и анализ информации, обработка и сравнение полученных элементов между собой, объяснение окружающего мира с помощью гипотез;
  • праксис – речь идет о двигательных навыках, приобретенных в процессе жизни;
  • внимание – концентрация на осознанно выбранном объекте;
  • память – сохранение информации, полученной при контакте с миром, и способность своевременно использовать ее в жизни;
  • речь – способность выражаться с помощью языка на основе заложенных в нем правил;
  • мышление – высшая форма психической деятельности, которая ведет к объективной реальности, представляемой как итог анализа окружающей действительности;
  • исполнительство – возможность планировать действия в соответствии с заданной целью.
Жизненный опыт, который мы получаем в процессе взросления и взаимодействия с окружающим миром (с помощью когниций), формирует базовые убеждения – основополагающие представления о самом себе, человеческих взаимоотношениях, о других людях и о мире в целом.

Рассмотрим примеры

Разберем пару простых примеров, как это работает и к каким последствиям может привести.

Первая ситуация

Дочка пришла из школы и принесла оценку «4» за сложный диктант. Дома ее встречает мама, у которой проблемы на работе и которая мечтает о дочке-отличнице. В итоге радость от полученной оценки портит мама, недовольная таким результатом и глубоко убежденная, что «дочка может лучше». Мышление ребенка не способно осознать, что проблема не в ее оценке, а в маминых амбициях и настроении начальника на работе.

Последствия

В такие моменты происходит «поломка», и может появиться убеждение, что «я должна все делать идеально». Из-за этого в дальнейшем оценка «4» уже не будет восприниматься как «хорошо», а только как «я могу лучше», и мышление будет соответствовать дисфункциональному, а именно поляризованному.

В том случае, когда речь идет об убеждениях человека, категории нормальные и патологические не действуют. Правильно говорить о функциональных или адаптивных установках и дисфункциональных (дезадаптивных). При этом одно и то же убеждение в зависимости от обстоятельств может относится к первой и второй категории.

Следует обратить внимание на дисфункциональные убеждения. Именно они приводят к формированию когнитивных ошибок. Они выявляются при анализе «мыслей на автомате», то есть тех установок, о которых их обладатель даже не задумывается.

Философия стоиков в Древней Греции рассматривала связь мышления, эмоций и поведения. По их мнению, то, как человек интерпретирует свой опыт, детерминирует его ощущения и характер действий.

Вторая ситуация

Возьмем в качестве примера школьника, которому не очень повезло с семьей и с одноклассниками. Дома отец постоянно выпивает и свое недовольство жизнью вымещает на сыне, а мама в это время продолжает жить с мужем. Она объясняет это тем, что для ребенка лучше расти в полной семье, а на самом деле просто боится уйти и собственный мнимый «комфорт» ставит выше психического здоровья сына. В школе одноклассники тоже не сильно осознанны и ищут того, кто будет бояться дать «отпор». Школьник, заведомо боящийся людей благодаря «любящему» папе, запуган и боится насилия, так как неоднократно на себе его чувствовал и не хочет повторения. Он будет стараться его избегать и таким образом не отвечать на «выпадки» сверстников. Одноклассники, которые крайне уверенны в своей силе, будут и дальше самореализовываться за счет нашего героя.

Последствия

Таким образом может появиться убеждение, что доверять людям нельзя, и они опасны. И, соответственно, формируется дисфункциональное убеждение, что школьник знает, о чем люди думают, и что конкретные люди опасны, не имея на то никаких оснований, кроме собственных убеждений вследствие жизненного опыта.

Когнитивные ошибки – это неправильная обработка информации, которая привела к искажению мышления. Они мешают мыслить рационально, оставаясь непроанализированными. При этом способствуют формированию ощущения тревоги и ведут к психопатологическим расстройствам.

Проверим себя

Существует множество когнитивных ошибок, но можно выделить самые распространенные из них, которыми мы пользуемся каждый день:

  • Предсказание будущего. Перенос внимания на то, что будет, а не на решении насущных вопросов или актуальной ситуации. Установки могут быть положительные: «Все будет хорошо», но чаще отрицательные: «У меня никогда не получится», «Это будет длиться вечно», «Я никогда не …» и другие.
  • Катастрофизация. Возможные события в будущем представляются ужасной катастрофой, которую невозможно пережить: «Это отвратительно, ужасно, я этого не переживу».
  • Развешивание ярлыков. Оценка других людей или самооценка строится на основании отрывочных характеристик, абсолютизированных до предельных значений: «Он глупый», «Он трусливый», «Я бездарен», «Я неудачник».
  • Обесценивание позитива. Человек с дисфункциональным поведением склонен занижать или вовсе не замечать положительные события в жизни. Все, что ему удается делать или добиться кажется ему незначительным: «Такое может любой».
  • Чтение мыслей. Человек предполагает, что знает, о чем думают другие люди, знает, как они поступят и что чувствуют. «Он считает меня неудачником». О возможности диалога даже нет речи в этой ситуации.
  • Туннельное восприятие. Преимущественно в центре внимания исключительно негатив. Неадекватность восприятия заключается в том, что видится лишь малая часть реальности, а остальная полностью игнорируется.
  • Необъективное сравнение. События, качества, характеры в этой версии склонны терпеть сильное преуменьшение или преувеличение. «Он лучше меня», «Он удачней меня» и т.д.
  • Ориентация на сожаления. Вместо того, чтобы разобраться в актуальных вопросах, внимание и мышление прокручивают события из прошлого и анализируют возможные варианты поведения. «Сожалею, что так поступил», «Я мог бы сделать иначе».
  • Эмоциональное обоснование поведения. Выводы человек делает, основываясь не на фактах, а лишь на своих эмоциях: «Я так чувствую».
  • Поляризованное мышление. В этой логике есть лишь черное и белое, хорошее и плохое и никаких промежуточных оценок. Человек склонен сказать: «Все пропало» или «Ничего не получится».
  • Персонализация. Человеку кажется, что действия других людей, их настроение, фразы являются реакцией на него. В мыслях происходит поиск ответа, почему человек ведет себя не как обычно, чувствует себя виноватым или долго думает, что что-то сказал и сделал не так. Кроме того, происходит постоянное сравнение себя с другими людьми.

Возможно, в данных примерах вы увидели себя – не нужно этого отрицать или бояться быть неправым (хоть это и принесет не совсем приятные эмоции). Это совершенно нормально, поскольку мы не можем изменить наш жизненный опыт.

Единственное, что мы можем сделать – это научиться видеть когнитивные ошибки и не идти у них на поводу, чтобы быть более осознанными в разных ситуациях.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!


Врачи
Стаж: 6 лет
Запишитесь на прием:
ул. Никитинская, 52
Уважаемые пациенты! Накануне приема с вами свяжется оператор колл-центра для подтверждения записи. В случае отсутствия подтверждения, запись будет аннулирована.

Не принимает по ДМС
Запись по телефону +7 (473) 373-03-03