Автор статьи: Михайлов Григорий Александрович,
Врач-психотерапевт, Врач-психиатр
Как мозг пытается облегчить наше состояние, а на самом деле погружает в еще большую тревогу? Какие ошибки у нашего мышления могут быть и почему они происходят? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобрать ряд процессов, которые происходят в нашей голове. Для этого придется «повозиться» с терминологией и разобраться в причинно-следственных связях, но, будет интересно и познавательно.
Разберемся с понятиями
Когнитивные функции – это функции, выполняемые головным мозгом. С их помощью ведется процесс понимания и познания мира, контакт с ним. Когниция означает обработка информации.
Среди основных когнитивных механизмов можно выделить следующие:
- восприятие – сбор и анализ информации, обработка и сравнение полученных элементов между собой, объяснение окружающего мира с помощью гипотез;
- праксис – речь идет о двигательных навыках, приобретенных в процессе жизни;
- внимание – концентрация на осознанно выбранном объекте;
- память – сохранение информации, полученной при контакте с миром, и способность своевременно использовать ее в жизни;
- речь – способность выражаться с помощью языка на основе заложенных в нем правил;
- мышление – высшая форма психической деятельности, которая ведет к объективной реальности, представляемой как итог анализа окружающей действительности;
- исполнительство – возможность планировать действия в соответствии с заданной целью.
Рассмотрим примеры
Разберем пару простых примеров, как это работает и к каким последствиям может привести.
Первая ситуация
Дочка пришла из школы и принесла оценку «4» за сложный диктант. Дома ее встречает мама, у которой проблемы на работе и которая мечтает о дочке-отличнице. В итоге радость от полученной оценки портит мама, недовольная таким результатом и глубоко убежденная, что «дочка может лучше». Мышление ребенка не способно осознать, что проблема не в ее оценке, а в маминых амбициях и настроении начальника на работе.
Последствия
В такие моменты происходит «поломка», и может появиться убеждение, что «я должна все делать идеально». Из-за этого в дальнейшем оценка «4» уже не будет восприниматься как «хорошо», а только как «я могу лучше», и мышление будет соответствовать дисфункциональному, а именно поляризованному.
В том случае, когда речь идет об убеждениях человека, категории нормальные и патологические не действуют. Правильно говорить о функциональных или адаптивных установках и дисфункциональных (дезадаптивных). При этом одно и то же убеждение в зависимости от обстоятельств может относится к первой и второй категории.
Следует обратить внимание на дисфункциональные убеждения. Именно они приводят к формированию когнитивных ошибок. Они выявляются при анализе «мыслей на автомате», то есть тех установок, о которых их обладатель даже не задумывается.
Вторая ситуация
Возьмем в качестве примера школьника, которому не очень повезло с семьей и с одноклассниками. Дома отец постоянно выпивает и свое недовольство жизнью вымещает на сыне, а мама в это время продолжает жить с мужем. Она объясняет это тем, что для ребенка лучше расти в полной семье, а на самом деле просто боится уйти и собственный мнимый «комфорт» ставит выше психического здоровья сына. В школе одноклассники тоже не сильно осознанны и ищут того, кто будет бояться дать «отпор». Школьник, заведомо боящийся людей благодаря «любящему» папе, запуган и боится насилия, так как неоднократно на себе его чувствовал и не хочет повторения. Он будет стараться его избегать и таким образом не отвечать на «выпадки» сверстников. Одноклассники, которые крайне уверенны в своей силе, будут и дальше самореализовываться за счет нашего героя.
Последствия
Таким образом может появиться убеждение, что доверять людям нельзя, и они опасны. И, соответственно, формируется дисфункциональное убеждение, что школьник знает, о чем люди думают, и что конкретные люди опасны, не имея на то никаких оснований, кроме собственных убеждений вследствие жизненного опыта.
Проверим себя
Существует множество когнитивных ошибок, но можно выделить самые распространенные из них, которыми мы пользуемся каждый день:
- Предсказание будущего. Перенос внимания на то, что будет, а не на решении насущных вопросов или актуальной ситуации. Установки могут быть положительные: «Все будет хорошо», но чаще отрицательные: «У меня никогда не получится», «Это будет длиться вечно», «Я никогда не …» и другие.
- Катастрофизация. Возможные события в будущем представляются ужасной катастрофой, которую невозможно пережить: «Это отвратительно, ужасно, я этого не переживу».
- Развешивание ярлыков. Оценка других людей или самооценка строится на основании отрывочных характеристик, абсолютизированных до предельных значений: «Он глупый», «Он трусливый», «Я бездарен», «Я неудачник».
- Обесценивание позитива. Человек с дисфункциональным поведением склонен занижать или вовсе не замечать положительные события в жизни. Все, что ему удается делать или добиться кажется ему незначительным: «Такое может любой».
- Чтение мыслей. Человек предполагает, что знает, о чем думают другие люди, знает, как они поступят и что чувствуют. «Он считает меня неудачником». О возможности диалога даже нет речи в этой ситуации.
- Туннельное восприятие. Преимущественно в центре внимания исключительно негатив. Неадекватность восприятия заключается в том, что видится лишь малая часть реальности, а остальная полностью игнорируется.
- Необъективное сравнение. События, качества, характеры в этой версии склонны терпеть сильное преуменьшение или преувеличение. «Он лучше меня», «Он удачней меня» и т.д.
- Ориентация на сожаления. Вместо того, чтобы разобраться в актуальных вопросах, внимание и мышление прокручивают события из прошлого и анализируют возможные варианты поведения. «Сожалею, что так поступил», «Я мог бы сделать иначе».
- Эмоциональное обоснование поведения. Выводы человек делает, основываясь не на фактах, а лишь на своих эмоциях: «Я так чувствую».
- Поляризованное мышление. В этой логике есть лишь черное и белое, хорошее и плохое и никаких промежуточных оценок. Человек склонен сказать: «Все пропало» или «Ничего не получится».
- Персонализация. Человеку кажется, что действия других людей, их настроение, фразы являются реакцией на него. В мыслях происходит поиск ответа, почему человек ведет себя не как обычно, чувствует себя виноватым или долго думает, что что-то сказал и сделал не так. Кроме того, происходит постоянное сравнение себя с другими людьми.
Возможно, в данных примерах вы увидели себя – не нужно этого отрицать или бояться быть неправым (хоть это и принесет не совсем приятные эмоции). Это совершенно нормально, поскольку мы не можем изменить наш жизненный опыт.
